Через два года после начала эксплуатации на линиях Аэрофлота самолёта Ту-124 коллектив А. Н. Туполева завершил работу над новой, ещё более комфортабельной пассажирской машиной такого же класса, получившей марку Ту-134. Этот турбореактивный самолёт второго поколения создан для обслуживания линий средней протяженности.
Наиболее характерная особенность Ту-134 — размещение силовой установки. При сохранении уже оправдавшей себя на предыдущих машинах этого конструкторского бюро общей формы фюзеляжа, шасси и низко расположенного крыла (площадь 115 м2, угол стреловидности 35°) двигатели на Ту-134 перенесены с крыла в хвостовую часть фюзеляжа. Соответственно изменилась и схема хвостового оперения. Стабилизатор и рули высоты подняты на вершину киля. В результате крыло стало «чистым», механизированным по всему размаху. Это улучшило взлётно-посадочные качества самолёта, облегчило управление им на земле и в воздухе, снизило шум в салонах.
Самолёт Ту-134 тяжелее своего предшественника. Вес первого варианта, проходившего испытания в 1964 году, без нагрузки несколько превышал 25 т, взлётный достигал 44 т. Пассажирские салоны рассчитаны на 64 и 72 кресла. Максимальная коммерческая нагрузка 7100 кг или 72 пассажира с их багажом. Дальность беспосадочного полёта с такой нагрузкой 2400 км. С нагрузкой в 5 т Ту-134 может пролететь без посадки более 3200 км.
Турбореактивные двигатели Д-30, развивающие тягу до 6800 кг каждый, обеспечивают самолёту крейсерскую скорость 850—900 км/час. Рейсовые полёты выполняются на высотах до 11 тыс. м. Несмотря на высокую удельную нагрузку на крыло, разбег Ту-134 относительно короткий.
В конце шестидесятых годов конструкторский коллектив создал улучшенный вариант самолёта — Ту-134А. Его фюзеляж на 2,1 м длиннее, что позволило разместить в салонах 76—80 пассажиров, увеличить объем багажников до 14,5 м3. При этом максимальная коммерческая нагрузка возросла до 8,2— 8,5 т. Оснащение самолёта двигателями с реверсом тяги и вспомогательной силовой установкой в хвостовом обтекателе, а также шасси с более эффективными тормозами позволило сократить пробег после посадки, улучшить вентиляцию воздуха в салонах перед взлётом и после посадки.
***
Почетное место в большой семье цельнометаллических, турбореактивных, стрелокрылых «Ту» конструкции коллектива, возглавляемого Генеральным конструктором А. Н. Туполевым, занимает Ту-134. Этот самолет, первый экземпляр которого был испытан в 1963 году, предназначен для обслуживания воздушных линий сравнительно небольшой протяженности— до 2500 км. Характерное отличие Ту-134 от прототипа Ту-124—это заднее размещение двух двигателей в хвостовой части фюзеляжа и расположение стабилизатора сверху киля. На Ту-134 применены мощные двигатели Д-30 конструкции Соловьева с тягой по 6800 кг каждый. Когда двигатель расположен сзади, то нет шума в кабине пассажиров, кроме того, это дает возможность выполнить более тонкое крыло в его центральной части и тем самым несколько увеличить скорость полета при той же тяге двигателей.
В средней части крыла размещается мощная механизация, представляющая собой сдвижные закрылки, отклоняемые книзу на взлете и при посадке. Благодаря этой механизации, несмотря на большую нагрузку на крыло (346 кг/м2), посадочная скорость составляет всего 230 км/час. Элероны имеют внутреннюю аэродинамическую компенсацию и триммеры, регулируемые летчиком в полете: это обеспечивает небольшие усилия на штурвале при пилотировании самолета. В толще крыла, как в средней его части, так и в концевых участках, размещены баки для керосина.
В носовой части фюзеляжа расположена кабина экипажа — летчика, второго летчика и штурмана. Комфортабельная пассажирская кабина разделена на две части: в передней размещены 44 места, в задней 28 мест. Как пассажирские салоны, так и кабина экипажа герметизированы. Между кабиной экипажа и передним пассажирским салоном расположен буфет и багажное помещение. Имеется еще одно багажное отделение в хвостовой части фюзеляжа, за двигателями. Кабины летчиков и штурмана оборудованы всеми современными приборами и радиоаппаратурой. Это обеспечивает полет в сложных метеорологических условиях. Перед носовым колесом, снизу кабины экипажа, расположена радарная установка, закрытая обтекателем. В хвостовой части фюзеляжа несколько снизу находится контейнер для тормозного парашюта.
Оперение как вертикальное, так и горизонтальное — стреловидное с углом стреловидности около 35°. Стабилизатор поднят на киль, чтобы убрать его из горячего потока от двигателей. Место соединения стабилизатора и киля закрыто каплеобразным обтекателем. На рулях высоты и на руле направления применена осевая компенсация и триммеры; это способствует уменьшению усилий от рулей на штурвале и на педалях.
Шасси у всех самолетов семейства Ту — убирающиеся и имеют носовое колесо. У Ту-134 основное шасси состоит из двух четырехколесных тележек, убирающихся в специальные гондолы-обтекатели, размещенные в хвостовой части уширенного центроплана. Передняя двухколесная тележка убирается в носовую часть фюзеляжа, за кабиной экипажа. На колесах основного шасси применены эффективные тормоза.
Основные данные Ту-134 следующие: размах крыла—29 м; длина — 35 м; вес пустого самолета— 24 100 кг; полетный вес — 44 000 кг; крейсерская скорость — 850 км/нас; дальность полета более 3 000 км; рабочая высота полета 10 000 м. Окраска Ту-134 следующая: вдоль фюзеляжа идет темно-синяя широкая бортовая полоса на уровне иллюминаторов, снизу эта полоса окантована узкой полоской. Под полосой окраска фюзеляжа и крыла серебряная. Сверху фюзеляж окрашен белым. Панель фюзеляжа перед фонарем летчиков черная. Над синей полосой, в месте иллюминаторов, сверху надпись: «АЭРОФЛОТ», снизу — знак гражданской авиации. Под кабиной летчика — красная марка «Ту». Двигатель — белый с синей средней линией. На киле нарисован красный развевающийся флаг. Следующий самолёт: Ан-22 («Антей»)
|