С марта 1948 года подразделения Гражданского воздушного флота начали получать новый самолёт — Ан-2. Многих тогда удивило, что конструкторский коллектив, возглавляемый О. К. Антоновым, избрал для своей машины, казалось бы, отжившую свой век бипланную схему. Однако, как подтвердил опыт длительной эксплуатации самолёта во всех районах Советского Союза и во многих зарубежных странах, именно бипланная схема оказалась для машин многоцелевого назначения самой лучшей. В течение двадцати лет Ан-2 нес в Аэрофлоте основную нагрузку. В 1967 году в столицу Украины прилетел стомиллионный пассажир Ан-2.
Трудно найти район, над которым не летали бы Ан-2. Сконструированный в 1946 году, этот самолёт-труженик нашел широчайшее применение в народном хозяйстве. Он используется для пассажирских и грузовых перевозок, для обслуживания нужд сельского хозяйства, как санитарный, для борьбы с лесными пожарами, для метеорологических и геофизических наблюдений, для разведки рыбы, а в аэроклубах — для тренировки парашютистов.
Такое широкое и разнообразное применение самолёта было предусмотрено конструктором при разработке его опытного образца. Соответственно условиям эксплуатации были выбраны схема, размеры, оснащение машины. Учитывая, что полёты придется выполнять в основном с грунтовых аэродромов, часто ограниченных размеров, и даже с необорудованных площадок, конструкторский коллектив максимально механизировал крыло, спроектировал прочное шасси, рассчитал машину под двигатель, обеспечивающий короткий разбег при взлете.
Самолёт Ан-2 — биплан средних размеров. Его конструкция металлическая, лишь крылья (их площадь 71,5 м2) и оперение обтянуты полотном. Предкрылки и посадочные щитки-закрылки, винт изменяемого в полёте шага позволяют лётчикам Ан-2 производить посадку и совершать взлет практически со всех аэродромов. Для взлета Ан-2 достаточно полосы длиной 120—200 м. С двигателем АШ-62 ИР мощностью 1000 л.с. скорость Ан-2 около 260 км/час, потолок — 4,5 тыс. м.
После того, как Ан-2 был принят в серию, конструкторский коллектив, учитывая нужды народного хозяйства, разработал несколько специализированных вариантов машины, в том числе для обучения и тренировки парашютистов.
***
В 1947 году конструкторский коллектив, руководимый Генеральным конструктором О. К. Антоновым, создал опытный образец «небесного грузовика»— Ан-2. Первый полет на самолете СХ-1 (так назывался опытный экземпляр Ан-2) совершил летчик-испытатель П. Володин.
В 1953 году на Ан-2 был установлен международный рекорд высоты полета для категории самолетов C-I—10293 м, а годом позднее он был улучшен летчиком В. Калина до 11 248 м. Всесоюзный рекорд скорости — 284,9 км/час на дистанции 500 км был установлен летчиком М. Мейлахсом. Конструкторы разработали 18 модификаций Ан-2, что дает возможность использовать этот самолет примерно на 40 разнообразных работах.
Ан-2 — цельнометаллический самолет-биплан со звездообразным мотором АШ-62ИР мощностью 1000 л. с.
Крыло двухлонжеронной конструкции. По всей задней кромке нижнего крыла размещен щелевой закрылок. Профиль крыла Р-IIС—14%. В корневой части верхнего крыла также находится щелевой закрылок. Закрылок у обоих крыльев отклоняется книзу на два положения — взлетное 15° и посадочное 45°. Вдоль всей передней кромки верхнего крыла расположен предкрылок, открывающийся автоматически на малых скоростях полета. Обшивка обеих пар крыльев — до переднего лонжерона — металлическая. Остальная же часть всего крыла, закрылки и элероны обтянуты полотном.
Фюзеляж имеет большие размеры кабины— 4,1X1,6X1,8 м. Объясняется это тем, что он предназначен для перевозки больших по габаритам грузов. Конструкция фюзеляжа — полумонокок.
Киль так же, как и стабилизатор, двухлонжеронный. Лонжероны киля соединены между собой двумя косыми усиленными нервюрами. Обшивка киля снизу до места крепления стабилизатора дюралюминиевая, верхняя часть киля покрыта полотном. Руль направления имеет мощную осевую аэродинамическую компенсацию и триммер. Благодаря применению триммеров и осевой компенсации на рулях и элеронах усилия на рычагах управления при всех режимах полета нормальные.
Управление элеронами, рулем направления и рулем высоты тросовое. Триммер руля высоты управляется из кабины летчика электрически. Шасси обычной схемы с хвостовым колесом. Основное шасси состоит из двух полуосей и имеет масляно-пневматическую амортизацию. На колесах основного шасси имеются тормоза, управляемые дифференциально от педалей летчика. Тормоза приводятся в действие сжатым воздухом. Размеры колес основного шасси — 800x260 мм. Хвостовое колесо при движении по земле — управляемое вместе с рулем направления. Размеры хвостового колеса — 470X210 мм.
Основные данные самолета Ан-2 следующие: размах верхнего крыла — 18,176 м; размах нижнего крыла — 14,236 м; длина самолета — 12,735 м; полная площадь крыла — 71,31 м2; вес пустого самолета — 3225 кг; полетный вес наибольший—5500 кг; максимальная скорость — 250 км/час; посадочная скорость — 80 км/час; вертикальная скорость — 4,2 м/сек; потолок—5000 м. Длина разбега—120 м; длина пробега — 140 м.
В 1965 году коллектив Генерального конструктора О. К. Антонова разработал новый модифицированный самолет Ан-2М, в который были внесены следующие конструктивные изменения: площадь горизонтального оперения увеличена с 12,28 м2 до 14,8 м2; контур вертикального оперения выполнен трапециевидным; хвостовое колесо на взлете фиксируется независимо от руля направления, основное шасси вынесено несколько вперед, и таким образом увеличен противокапотажный угол. Самолет управляется одним летчиком, сидящим слева; вход в кабину — слева в фонаре, часть которого сдвигается кверху; для обзора правого сектора у летчика есть система зеркал; на амортизационных стойках шасси укреплены противогрязевые щитки. Основные размеры, а также весовые и летные данные самолета Ан-2М не отличаются от Ан-2.
Окраска самолета Ан-2 следующая: фюзеляж и вертикальное оперение кремовые, сверху фюзеляжа — от кромки крыла до киля — коричневая полоса, панель фюзеляжа перед фонарем черная; коробка крыльев, капот, горизонтальное оперение серо-голубые, подножка на фюзеляже красная; на фюзеляже от фонаря голубая сужающаяся полоса до конца грузовой двери; на борту в хвостовой части и на верхнем крыле надпись черным: «СССР-79981».
Следующий самолёт: Як-17
|