Осенью 1931 года совершил первый полёт новый двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик, созданный конструкторской бригадой А. А. Архангельского, работавшего под общим руководством А. Н. Туполева.
Внешние формы и лётно-тактические данные нового самолёта, получившего название СБ (скоростной бомбардировщик), свидетельствовали о серьёзном успехе конструкторов и самолётостроителей в решении главной задачи, поставленной в те годы перед советской авиацией: летать дальше, быстрее, выше.
Скорость СБ (АНТ-40) в полтора раза превышала скорость серийных бомбардировщиков ТВ-3. Вся обшивка СБ была гладкой. Хорошо обтекаемый фюзеляж и рациональное сопряжение с ним крыла площадью 56,7 м2, полностью убираемое шасси сразу выделяли новый бомбардировщик из современных ему машин такого же назначения. Вес пустого — 4138 кг, взлётный — 5706 кг.
Первый экземпляр СБ был оснащен звездообразными двигателями М-25 воздушного охлаждения, мощностью в 730 л.с. На втором экземпляре установили только что освоенные двигатели М-100 водяного охлаждения в 760 л.с. Лётные испытания обоих вариантов шли одновременно. Они показали, что более перспективен бомбардировщик с двигателем М-100.
Максимальная скорость этой машины на высоте 4000 м превышала 420 км/час, то есть была больше чем у зарубежных самолётов того же класса и даже находившихся на вооружении истребителей тех лет. Этот вариант машины был принят за основу дли подготовки серийного выпуска самолётов, получивших название СБ-2.
Конструкторы продолжали совершенствовать самолёт. На нём устанавливали более мощные двигатели М-100А, М-103, М-105 с винтами изменяемого в полёте шага. Усиливалось и его бортовое вооружение.
В результате ряда улучшений максимальная скорость самолёта возросла до 450 км/час. Об отличных боевых качествах нового советского бомбардировщика в 1937 году узнала вся Европа. Закупленные правительством республиканской Испании самолёты СБ отлично показали себя в боях.
Лётчик М. Ю. Алексеев на одном из модернизированных самолётов СБ-2 в сентябре 1937 года установил мировой рекорд высоты с грузом 1000 кг — 12 246 м.
Кроме бомбардировщиков, наша промышленность выпустила некоторое количество самолётов АНТ-40 в почтово-грузовом варианте. Они получили обозначение ПС-40. На этих машинах группа лётчиков Аэрофлота впервые освоила полёты на больших высотах.
Следующий самолёт: «СТАЛЬ-11»
|