Летом 1932 года начались испытания первого в нашей стране скоростного спортивного и почтового самолёта АИР-7, сконструированного А. С. Яковлевым. Машина была оборудована для перевозки матриц газет из Москвы в крупнейшие города страны. По схеме АИР-7 — двухместный расчалочный моноплан с низко расположенным крылом тонкого профиля, площадью 19,4 м2. Конструкция — смешанная: каркас фюзеляжа — сварной из стальных труб, обе кабины закрыты прозрачным фонарем, каркас крыла — из дерева, а оперения — из дюраля. Вся обшивка — полотняная. Шасси — в обтекателях. К его стойкам крепились несущие ленты — расчалки крыла. Вес пустого самолёта около 900 кг, взлётный — 1400 кг.
В ходе испытаний, которые проводил лётчик Ю. И. Пионтковский, новый самолёт с двигателем М-22 в 480 л.с. показал скорость 325 км/час, а затем — 332 км/час.
Однако это достижение не обошлось без осложнений. В одном из полётов летом 1933 года у самолёта оторвался элерон. Но лётчик сумел произвести посадку. Причину аварии удалось найти лишь гораздо позже. Это были вибрации, обозначаемые теперь термином «флаттер» — самоколебания крыла при достижении некоторой критической скорости (для данной конструкции), способные в несколько секунд разрушить самолёт в воздухе. Но в 1933 году о «флаттере» ещё не знали. На АИР-7 произошла первая встреча с этим опасным явлением.
После длительных теоретических и экспериментальных исследований были найдены действенные меры для предотвращения «флаттера», сводящиеся, главным образом, к точной весовой балансировке крыла, элеронов и рулей, определяемой специальными расчетами. Эти исследования провели в ЦАГИ М. В. Келдыш и другие ученые.
Следующий самолёт: ХАИ-1
|