Почти одновременно с грузовым самолётом Ан-12 опытно-конструкторское бюро, возглавляемое О. К. Антоновым, передало на испытания новый многоместный пассажирский самолёт для обслуживания магистральных авиалиний средней протяженности. Первый экземпляр самолёта назвали «Украина». В его салонах было 84 места для пассажиров. Кроме этого, самолёт мог взять до 3,5 т груза. В начале 1957 года лётчики Я. Верников и В. Васин совершили на нём первый полёт.
Дальнейшие всесторонние испытания подтвердили, что новая машина надежна и весьма экономична, её эксплуатация возможна на аэродромах, не имеющих бетонных взлётно-посадочных полос.
Принятый к серийному производству самолёт вначале назывался Ан-10. Эксплуатация машины на линиях Аэрофлота показала, что при небольших изменениях её экономичность без ущерба для лётных качеств можно повысить.
Конструкторы на 1,1 м удлинили фюзеляж и перекомпоновали расположение пассажирских кресел в салонах. Этот вариант стал называться Ан-10А. Он брал уже 100 и более пассажиров. Заводы построили значительное количество машин этого типа, которые долгое время успешно эксплуатировались на многих воздушных линиях страны. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году самолёт Ан-10А был отмечен дипломом и Большой золотой медалью.
Моноплан Ан-10 цельнометаллической конструкции. Четыре турбовинтовых двигателя АИ-20К мощностью по 4 тыс. э. л.с. установлены в относительно тонком высоко расположенном крыле площадью 121,78 м2.
С нагрузкой в 15 т Ан-10А развивает крейсерскую скорость 630—650 км/час на высоте 8 тыс. м. Практический потолок самолёта 10,2 км, посадочная скорость — 190—200 км/час. Длина разбега 700—800 м, пробега 600—650 м. Машина способна продолжать взлет и при трех работающих двигателях, а горизонтальный полёт — при двух. Вес пустого самолёта 32,5 т, максимальный взлётный 54 т.
***
Первый экземпляр самолета. Ан-10, названный «Украина», был построен конструкторским коллективом, возглавляемым О. К. Антоновым, в марте 1957 года.
В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе Ан-10А получил диплом и Большую золотую медаль. В 1961 году на Ан-10А был установлен рекорд скорости при полете по замкнутому маршруту общей протяженностью 500 км—730,616 км/час. Этот же самолет в грузовом варианте с видоизмененным фюзеляжем (Ан-12) перелетел из Москвы через тропики в Антарктиду, где использовался при научных исследованиях на ледяном континенте. Ан-10А — цельнометаллический высокоплан со свободнонесущим крылом, обычным оперением и убирающимся десятиколесным шасси. На самолете установлено четыре турбовинтовых двигателя АИ-20 мощностью по 4000 л. с. при 12 300 об/мин. Винты металлические, четырехлопастные, с регулируемым в полете шагом. Крыло имеет в концевых участках небольшой угол обратного поперечного V. Задняя кромка центральной части крыла до элеронов занята двухщелевыми закрылками. На взлете они отклоняются книзу на 25°, при посадке на 33°. Каждый элерон делится по размаху на две части, у внутренней части имеется триммер.
Фюзеляж снабжен с боков снизу небольшими обтекателями — «жабрами», куда прячутся в полете стойки основного шасси, состоящего из четырех двухколесных тележек. Сами тележки при этом прячутся в фюзеляж. В носке левого обтекателя размещена фара для освещения взлетно-посадочной площадки. Снизу носовой части фюзеляжа располагается обтекатель радиолокатора. Сверху фюзеляжа находятся антенны. Передняя стойка шасси так же, как основное шасси, убирается в полете в фюзеляж и имеет двухколесную тележку. Благодаря большому числу колес, низкому давлению в пневматиках и повышенной мощности двигателей самолет легко взлетает с грунтовых аэродромов. Диаметр фюзеляжа — 4,1 м, при этом внутренний объем пассажирской кабины достаточно большой. Высота основного пассажирского салона—2,5 м, здесь демонстрируют кинофильмы. В кабине имеется система кондиционирования воздуха, отопление и автоматически регулируемый наддув.
Экипаж — 5 человек. В кабине экипажа размещены современные приборы и радиооборудование, позволяющее пилотировать самолет в любую погоду. Радиолокатор при отсутствии видимости сигнализирует экипажу о встречных препятствиях и грозовых фронтах по пути следования. Имеется противообледенительная система. В хвостовой части фюзеляжа перед оперением снизу имеется убирающаяся в полете хвостовая пята в виде костыля с амортизационной стойкой. Оперение самолета имеет рули, снабженные осевой компенсацией и триммерами, регулируемыми летчиком в полете. Самолет АН-10А может продолжать полет при выходе из строя одного, двух и даже трех двигателей. Окраска Ан-10А следующая: верхняя половина фюзеляжа до застекления фонаря кабины летчиков, включая вертикальное оперение и центральную часть крыла, окрашена в белый цвет. Триммер руля направления и передняя кромка киля окрашены в серебристый цвет. По длине фюзеляжа в месте расположения иллюминаторов пассажирского салона проложена красная зигзагообразная линия с белой окантовкой, сужающаяся к оперению.
Нижняя часть фюзеляжа под красной линией, мотогондолы, крылья и горизонтальное оперение имеют серебристую окраску. На мотогондолах проведены красная двойная кайма и тройные продольные прямые линии. Над красной линией в районе первых иллюминаторов написано красным рукописным шрифтом: «Ан-10А». Под оранжевым крылом мелким шрифтом написано черным: «АЭРОФЛОТ» и красным нарисована эмблема. На киле и на руле направления нарисован развевающийся красный флаг. На фюзеляже под последними тремя иллюминаторами имеется надпись черным цветом: «СССР—11185», та же надпись и на крыльях, сверху и снизу.
Данные самолета следующие: размах крыла — 38 м; длина—34 м; высота — 9,8 м; площадь крыла— 121,73 м2; максимальный взлетный вес — 56 г; максимальная скорость 777 км/час; рабочая высота — 8000 м; рабочая скорость полета—640 км/час; дальность при максимальной нагрузке 14,5 т — 2200 км, длина разбега — 750 м; длина пробега— 600 м.
Следующий самолёт: Ту-114
|