В конце 1944 года авиационные части начали получать новый самолёт-штурмовик Ил-10, являвшийся прямым развитием знаменитого Ил-2. Как и его «старший брат», штурмовик Ил-10 представлял собой бронированный моноплан. При несколько меньших размерах Ил-10 имел ещё более мощное, чем Ил-2, вооружение. Учитывая опыт боев, конструкторы поставили на самолёт четыре пушки, вначале калибра 20 мм, потом — 23 мм. Кроме того, Ил-10 брал под крыло восемь реактивных снарядов РС-82, а в бомбоотсеках центроплана и на внешней подвеске мог нести до 600 кг бомб различного калибра. При весе пустого самолёта в 4680 кг его максимальный взлётный вес доходил до 6500 кг.
Для нового самолёта конструктор избрал более скоростной профиль крыла, площадь которого стала 30,0 м2. Шасси на Ил-10 убиралось по потоку назад, затем поворачивалось и полностью помещалось в крыло. Хвостовое колесо убиралось в фюзеляж. Благодаря этим и некоторым другим улучшениям аэродинамики максимальная скорость Ил-10 с мотором АМ-42 в 1750/2000 л.с. достигала у земли 507 км/час, а на высоте 2800 м Ил-10 развивал скорость до 550 км/час. Эту высоту он набирал менее чем за 5 мин.
Помимо основного варианта, конструкторы создали улучшенный тип Ил-10М с ещё более мощным вооружением и учебно-тренировочный УИл-10 (Ил-10У).
В первые послевоенные годы вся штурмовая авиация нашей страны была оснащена самолётами Ил-10.