В 1940 году на аэродромы нашей бомбардировочной авиации начали поступать новые двухдвигательные цельнометаллические самолёты Ар-2. По своей схеме и компоновке Ар-2 был похож на широко известный тогда скоростной бомбардировщик СБ. Это внешнее сходство не было случайным. Новый бомбардировщик представлял собой улучшенный вариант СБ и был рассчитан на более мощные двигатели, хотя имел несколько меньшее крыло (его площадь 48,7 м2). Помимо обычной механизации, на нём конструкторы установили тормозные решетки, позволявшие атаковать цели не только с горизонтального полёта, но и с пикирования. Другими на Ар-2 были капоты двигателей М-105Р мощностью по 1100 л.с., на винты были поставлены коки.
В результате этих и других усовершенствований максимальная скорость модернизированного варианта бомбардировщика возросла до 480 км/час — почти на 60 км/час больше, чем у СБ. Увеличились также потолок (10100 м) и дальность полёта (1500 км). Вес пустого Ар-2 был менее 4,5 т, взлётный — 6650 кг.
Самолёт Ар-2 строился серийно в 1940—1941 гг. Всего было выпущено около 200 машин. Они использовались в первый год Великой Отечественной войны для ударов по наземным войскам и ближним тылам противника.
Конструктор самолёта Ар-2 Александр Александрович Архангельский более полувека работает в отечественной авиации. В 1915 году он был сотрудником Расчетно-испытательного бюро при МВТУ и под руководством Н. Е. Жуковского участвовал в проверке расчетов крупнейшего русского самолёта «Святогор». После Октябрьской революции Архангельский работал в самолётном отделе ЦАГИ, был первым заместителем А. Н. Туполева, возглавлял конструкторские бригады по проектированию основных частей самолётов, в том числе ТБ-1 и ТБ-3, а по ряду типов машин был ведущим конструктором.
В 1934—1935 гг. бригада, возглавляемая А. А. Архангельским, спроектировала и построила самолёт СБ и несколько его вариантов, в том числе пассажирский ПС-35 (АНТ-35). Конструктор помогал заводам освоить массовое производство этих скоростных самолётов. При этом в ходе серийного строительства СБ Архангельский усилил его вооружение. После того как в 1941 году производство СБ и Ар-2 было прекращено, Александр Александрович принимал непосредственное участие в разработке почти всех самолётов, созданных ОКБ А. Н. Туполева в военные и послевоенные годы. За самоотверженную работу по созданию новой авиационной техники А. А. Архангельскому присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Следующий самолёт: Ер-2 (ДБ-240)
|