Тяжелые корабли «Илья Муромец» широко использовались молодой советской авиацией в боях с белогвардейцами и иностранными интервентами. На одном из них экипаж красного военного лётчика А. К. Туманского, ставшего впоследствии видным лётчиком-испытателем, при атаке вражеского аэродрома уничтожил четыре самолёта.
«Муромцы» успешно применялись против белогвардейской конницы. Имея на борту значительный груз бомб, они изматывали противника, наносили ему большие потери. Действиями отряда «Муромцев» против вражеской конницы руководил один из выдающихся русских лётчиков и авиационных командиров А. В. Панкратьев.
Самолёт «Илья Муромец» был сконструирован в 1913 году группой инженеров, которую возглавлял И. И. Сикорский. Это был первый в мире тяжёлый бомбардировщик, много лет не имевший себе равных. В самолёт в ходе эксплуатации было внесено много изменений, улучшающих его лётно-тактические данные. Поэтому каждая серия дополнительно обозначалась буквами: Б, В, Г, Д и Е. Всего было построено 80 воздушных кораблей.
Эскадра «Муромцев» в годы гражданской войны располагала самолётами Серий Г-1, Г-2, Г-3, Г-4, Е, Е-1, Е-2.
Один из вариантов — «Илья Муромец» Г-2 оснащался двигателями Русско-Балтийского завода — РБЗ-6. Площадь крыльев «ИМ» Г-2 — 159,6 м2, вес пустого — 3800 кг, взлётный — 5300 кг. С четырьмя двигателями РБЗ-6 скорость в горизонтальном полёте достигала 115 км/час, потолок — 3500 м. Корабли этого варианта имели хвостовую пулемётную кабину. Расстановка пулемётов обеспечивала хорошую защиту корабля от атак воздушного противника.
На самолётах варианта Г-3 ставились два двигателя «Рено» по 220 л.с. и два РБЗ-6 по 150 л. С. Корабли варианта Г-3 имели увеличенную хвостовую кабину, шесть пулемётов и кассеты для внутренней подвески бомб в горизонтальном положении. Некоторые элементы конструкции были усилены. Это несколько увеличило вес самолёта, но почти не сказалось на его лётных характеристиках.
Наиболее мощными являлись корабли серии Е. Эти машины строились в основном в годы гражданской войны. Площадь крыльев самолёта типа Е — 200 м2, Е-2 — до 220 м2. Вес пустого самолёта типа Е — 4800— 5000 кг, взлётный — 7000—7460 кг; скорость — 130— 137 км/час; потолок — 3200 м; вооружение —8 пулемётов.
После гражданской войны самолёты «Илья Муромец» летали на первых транспортных авиалиниях, а последний «Муромец» в 1924 году был передан как учебный в Школу стрельбы и бомбометания.
Следующий самолёт: М-5
|