Развивая схему самолёта И-Z, конструкторский коллектив, возглавляемый Д. П. Григоровичем, в 1936 г. передал на испытания новый пушечный истребитель ИП-1 (ДГ-52). В отличие от И-Z новый самолёт имел свободнонесущее крыло площадью 20 м2. Шасси было сделано полуубираемым — стойки полностью, а колеса выступали из центроплана наполовину своего диаметра. Вооружение: первоначально две пушки Курчевского (АПК) калибра 76 мм, размещенные под крылом, и два пулемёта ШКАС. На серийных машинах 76-мм пушки были заменены более лёгкими — АПК, а затем реактивными снарядами (PC). Истребители ИП-1 последних выпусков вооружались уже двумя пушками ШВАК, шестью пулемётами ШКАС и несколькими PC. Вес пустого — 1174 кг, взлётный — 1740 кг.
На ИП-1 было выполнено много специальных полётов для изучения особенностей вывода самолётов такого типа из штопора. После них на серийных экземплярах был сделан так называемый форкиль — вертикальная поверхность от фонаря кабины лётчика до киля хвостового оперения. С такой «холкой», как называли лётчики форкиль, ИП-1 легко выходил из любого штопора.
Благодаря лучшей аэродинамике истребитель ИП-1 обладал более высокими данными, чем И-Z. С двигателем в 700 л.с. скорость ИП-1 достигала 410 км/час, потолок — 7700 м, время виража — 15 сек., дальность полёта — 1000 км. Самолёт строился серийно и состоял на вооружении авиационных частей.