В годы второй пятилетки Военно-Воздушные Силы и Аэрофлот стали получать скоростные самолёты. Их пилотирование требовало соответствующих навыков. Поэтому и лётным школам и строевым подразделениям потребовались более скоростные учебные и учебно-тренировочные самолёты. Советские конструкторы создали несколько типов таких машин, в том числе УТ-2 и УТ-1. Эти самолёты были разработаны коллективом А. С. Яковлева почти одновременно. В мае 1935 года начались испытания двухместного УТ-2 с двигателем М-11 в 100 л.с., а летом — одноместного УТ-1, с М-11Е в 150 л.с.
Оба учебно-тренировочных самолёта низкопланной схемы с неубираемым шасси. Конструкция УТ-2 — деревянная. Фюзеляж же УТ-1 — ферменный, сварной из труб, каркас оперения — дюралевый. Обшивка обоих самолётов — фанера с полотном. Площадь крыла УТ-2 — 17,12 м2, вес пустого — 616 кг, взлётный — 938 кг. Одноместный УТ-1 был меньше и легче. Площадь его крыла 8,3 м2, вес пустого — 430 кг, взлётный — 598 кг.
УТ-2 стал одним из основных учебных самолётов в военных школах и аэроклубах. Его скорость — 205 км/час, потолок — 3500 м. Значительно более строгий в пилотировании УТ-1 использовался главным образом для тренировки лётчиков — командиров подразделений и инструкторов. Его скорость — 257 км/час, потолок — 7120 м. В предвоенные годы лётчики-спортсмены установили на УТ-1 и УТ-2 несколько международных рекордов (в том числе женских) высоты, скорости и дальности полёта для самолёта такой весовой категории.