Развитие в 30-х годах сети аэроклубов настоятельно требовало создания дешевых и простых в управлении самолётов для обучения и тренировок лётного состава. Учитывая это, Центральный совет Осоавиахима провел конкурс проектов на лучший лёгкий самолёт. Первое место на нём занял проект под девизом «Ленинская искра». Автором его был инженер — лётчик Алексей Николаевич Грацианский, впоследствии удостоенный звания Героя Советского Союза.
Коллектив Харьковского авиазавода в короткий срок построил самолёт, названный «Омега». В ходе постройки конструктор и помогавшие ему инженеры В. Мельников и В. Бондаренко уделили много внимания снижению лобового сопротивления самолёта. Фонарь кабины «вписали» в контуры фюзеляжа, двигатель закрыли капотом, а колеса — обтекателями.
В 1931 году лётчик-испытатель Б. Н. Кудрин выполнил на «Омеге» первые полёты. Они показали, что самолёт устойчив, несложен в управлении, прост в эксплуатации и обладает хорошими для своего класса лётно-техническими качествами. С двигателем в 65—70 л.с. при весе пустого в 500 кг, он брал до 260 кг нагрузки. Скорость достигала 170 км/час, посадочная — 60 км/час.
Конструкция «Омеги» — смешанная. Схема — свободнонесущий низкоплан. Крыло площадью 13,4 м2 — однолонжеронное деревянное со щелевыми элеронами-закрылками. Обшивка — фанерная. Каркас фюзеляжа — сварной из стальных труб. Управление — двойное. Самолёт допускал выполнение фигур высшего пилотажа.
«Омега» серийно не строилась, так как установленный на ней опытный двигатель НАМИ-65 себя не оправдал. Самолёт передали в Полтавскую школу Осоавиахима, где его использовали для подготовки лётчиков.