Летом 1927 года лётчик Ю. Пионтковский в одном полёте установил сразу два рекорда по классу лёгких самолётов — дальности и продолжительности беспосадочного полёта. На авиетке АИР-1 (ВВА-3) за 15 часов 30 минут он пролетел из Севастополя в Москву.
Этот самолёт сконструировал двадцатилетний авиамоторист Центрального аэродрома Александр Яковлев. Средства, необходимые на его постройку, собрали московские пионеры. Командование Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского разрешило А. С. Яковлеву и его помощникам — механикам столичного аэродрома и рабочим соседнего завода — строить самолёт в большом зале лабораторного корпуса академии.
По схеме АИР-1 представлял собой лёгкий двухместный одностоечный биплан деревянной конструкции. Площадь его крыльев— 18,7 м2, вес пустого самолёта — 335 кг, взлётный — 535 кг. С двигателем мощностью в 60 л.с. АИР-1 развивал скорость до 140 км/час, потолок — 3850 м.
Испытания и дальний перелёт показали, что самолёт обладает хорошими эксплуатационными качествами. Этот вывод лётчика-испытателя Ю. Пионтковского был подтвержден осенью того же 1927 года. Во время маневров в Одесском военном округе АИР-1 использовался для связи штаба с воинскими частями.
После создания самолёта А. С. Яковлев был зачислен слушателем Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.