Як-40
на главную

До второй половины шестидесятых годов все короткие воздушные линии в нашей стране обслуживались лишь поршневыми самолётами или самолётами с турбовинтовыми двигателями. Первый в мире реактивный скоростной комфортабельный самолёт Як-40 для таких линий в 1967 году создал коллектив, возглавляемый А. С. Яковлевым. Конструкторы сумели разрешить очень трудную техническую проблему — сочетать короткий (всего 320—360 м) разбег самолёта перед взлётом и пробег после посадки с высокой крейсерской скоростью.



Як-40


Самолёт Як-40 — цельнометаллический свободнонесущий моноплан с крылом трапециевидной формы. Крыло площадью 70 м2 снабжено элеронами с осевой компенсацией и гидравлически управляемыми закрылками. В нём размещены два топливных бака вместимостью до 1500 кг каждый. Хвостовое оперение Т-образной формы со значительным превышением над фюзеляжем.



Як-40


Переднюю часть герметичного фюзеляжа типа полумонокок занимает двухместная пилотская кабина и отсек для электрооборудования. Средняя часть отведена под пассажирский салон и багажное отделение. Салон в зависимости от варианта загрузки рассчитан на 24—32 места. В хвостовой части фюзеляжа — небольшой багажный отсек и откидной трап, по которому пассажиры поднимаются в самолёт. Это сокращает время посадки и не требует аэродромных подвижных трапов. Шасси Як-40 трехколесное. Главные стойки убираются в крыло по направлению к оси самолёта, передняя с управляемым колесом — в фюзеляж против воздушного потока.

Три двухконтурных двухвальных турбореактивных двигателя АИ-25 взлётной тягой по 1500 кг каждый установлены в хвостовой части самолёта. Два — в гондолах на горизонтальных пилонах по бокам фюзеляжа, третий размещен внутри хвостовой части. Такая компоновка силовой установки позволила освободить крыло для его механизации по всему размаху, снизила шум в салоне и облегчила уход за двигателями в повседневной эксплуатации.



Як-40


Лётные испытания показали, что Як-40 уверенно продолжает взлет при отказе любого из трех двигателей, а горизонтальный полёт возможен даже с одним работающим двигателем. С полной коммерческой нагрузкой взлётный вес Як-40 немного превышает 13 т (вес пустого 9 т), скорость максимальная — 700 км/час, крейсерская — 550 км/час, потолок — 12 тыс. м.


Як-40


Як-40


***

Нашей необъятной Родине с ее многомиллионным населением очень нужен скоростной «воздушный автобус» на 25—40 человек, который бы взлетал с грунтового аэродрома, т. е. с ровного колхозного поля. Такими воздушными автобусами долгое время были Ли-2, затем Ил-12 и Ил-14 — все они с поршневыми двигателями. Однако скорость этих машин не превышала 350 км/час. И вот в конце 1966 года коллектив конструкторов, которым руководит Генеральный конструктор А. С. Яковлев, создал замечательный образец скоростного турбореактивного «воздушного автобуса» Як-40. Скорость этого нового самолета заметно возросла по сравнению со скоростями его предшественников — она равна 550—600 км/час. В настоящее время Як-40 с успехом эксплуатируется на местных авиалиниях со средней протяженностью 600—1600 км.

Як-40 — это цельнометаллический трехдвигательный низкоплан с комфортабельной кабиной на 24—33 пассажира. На самолете установлены в хвостовой части фюзеляжа три двигателя АИ-25 конструкции Ивченко с тягой по 1500 кг каждый. Крыло прямое с переменным профилем по размаху. В центре применен профиль с относительной толщиной 16%, на конце—10%.В толще крыла размещены все баки для керосина. На крыле использована эффективная механизация в виде сдвижных закрылков, опускающихся на взлете и при посадке. Благодаря этому при нагрузке на крыло 196 кг/м2 посадочная скорость составляет величину всего 150 км/час. Закрылки на каждом полукрыле делятся по размаху на три части. Выпуск и уборка закрылков осуществляется гидравлически. Каждый элерон по размаху делится на две части, на внутренней части элерона размещен триммер.

В передней части фюзеляжа расположена кабина экипажа: летчика и второго летчика. Затем размещен небольшой отсек с радионавигационной аппаратурой и комфортабельный пассажирский салон.

В хвостовой части фюзеляжа расположены три двигателя.

Снизу хвостовой части фюзеляжа размещен вход в самолет, представляющий собой встроенный трап, опускающийся при стоянке на землю. Уборка и выпуск трапа осуществляются гидравлической системой. Киль имеет стреловидную форму. Сверху киля укреплен нестреловидный стабилизатор. Место соединения киля и стабилизатора закрыто каплеобразным обтекателем. Угол установки стабилизатора может изменяться в полете из кабины летчика. Осуществляется это также гидравлической системой.

Шасси убирающееся с носовым колесом. Основные стойки шасси убираются в корневую часть крыла по направлению к фюзеляжу. Передняя стойка шасси убирается вперед—в носовую часть фюзеляжа. Уборка и выпуск шасси осуществляется посредством гидравлической системы. Переднее колесо — управляемое на рулежке в пределах ±55°, а на разбеге и пробеге — в пределах ±5°. На колесах основного шасси имеются эффективные тормоза, приводимые в действие гидравликой. Благодаря низкому давлению в пневматиках (около 4 кг/см2) самолет может работать с грунтовых аэродромов.



Як-40

Основные данные Як-40 следующие: размах крыла— 25 м; длина — 20,36 м; высота—6,5 м; площадь крыла — 70 м2\ . вес пустого самолета — 8580 кг; взлетный вес— 13700 кг; максимальная скорость — 600 км/час; рабочая скорость — 530 км/час; посадочная скорость—150 км/час; дальность полета максимальная — 1600 км; длина разбега — 340 м; длина пробега — 360 м.

Для Як-40 принята следующая окраска: фюзеляж белый, по борту вдоль фюзеляжа, в месте расположения иллюминаторов, прочерчена синяя полоса, над ней надпись: «АЭРОФЛОТ», киль и бортовой двигатель окрашены синим. На киле сверху нарисован красный развевающийся флаг; снизу нанесены белые буквы «СССР-1961». На носке снизу синей линии красным нанесено «Як-40». Крылья и горизонтальное оперение белые.