Новая авиационная техника вслед за магистральными линиями в конце пятидесятых годов появилась и на республиканских, межобластных и других воздушных линиях средней и небольшой протяженности. Конструкторы разработали для них пассажирские и грузовые турбинные самолёты, обладающие достаточно высокими скоростями, способные производить взлет и посадку с грунтовых аэродромов. Первенцем новой техники стал самолёт Ан-24, сконструированный коллективом О. К. Антонова.
Цельнометаллический Ан-24 — моноплан с относительно тонким высоко расположенным крылом площадью 72,46 м2. Его аэродинамическая схема и конструкция аналогичны самолёту Ан-10. Шасси трехопорное, с пневматиками низкого давления. Два турбовинтовых двигателя АИ-24 мощностью по 2550 э. л.с. с четырехлопастными винтами установлены под крылом. Первый вариант самолёта был рассчитан на 32 пассажира. В дальнейшем конструкторы внесли в Ан-24 ряд изменений. Количество пассажирских мест увеличилось до 50. Это значительно повысило экономическую эффективность самолёта.
Помимо пассажирского варианта, конструкторский коллектив разработал и передал в серийное производство транспортные варианты — Ан-24Т и Аи-24РТ с двигателями АИ-24Т мощностью по 2820 э. л.с. Герметичная грузовая кабина транспортных вариантов снабжена устройствами для установки кран-балки и других приспособлений, облегчающих погрузку и разгрузку самолёта. На транспортных вариантах Ан-24 конструкция фюзеляжа изменена. В его хвостовой части сделан откидывающийся люк-трап.
Летно-технические данные всех вариантов Ан-24 близки к основному пассажирскому. Их взлётный вес 21 т. Коммерческая нагрузка — 50 пассажиров или 5,5 т груза. Крейсерская скорость Ан-24 — 450 км/час, максимальная скорость до 525 км/час, посадочная 165 км/час, дальность 650 километров. Для взлета с грунтового аэродрома Ан-24 достаточно полосы длиной 450—600 м. Пробег после посадки не превышает 500 м.
На многих воздушных линиях нашей страны давно уже курсирует Ан-24 — цельнометаллический, комфортабельный, двухдвигательный лайнер с турбовинтовыми двигателями. Он создан коллективом, которым руководит Генеральный конструктор О. К. Антонов. Первый опытный экземпляр Ан-24 с большим успехом был облетан в мае 1958 года летчиком-испытателем П. Вердниковым. Наиболее распространенный серийный образец — Ан-24В, в отличие от своего прототипа, имеет несколько видоизмененное вертикальное оперение и другие усовершенствования.
Крыло нестреловидное, свободнонесущее, кессонной конструкции, при этом кессон занимает значительную часть первой половины хорды. Крылу придан небольшой угол обратного поперечного V — около 2°, благодаря чему концы крыла несколько опущены относительно центроплана.
Хвостовая часть крыла между бортом фюзеляжа и элеронами занята мощной механизацией, состоящей из щелевого закрылка со сдвижной осью вращения, отклоняющегося в два положения — взлетное на 15° и посадочное на 38°. Закрылок каждого полукрыла разделен по размаху на две части в месте расположения мотогондол. Мотогондолы, укрепленные к кессону крыла, несут турбовинтовые двигатели мощностью по 2550 л. с. каждый. На валу двигателя находится четырехлопастный винт с регулируемыми в полете углами установки лопастей. Отвод реактивной струи осуществляется в выхлопные отверстия в нижней части мотогондолы с обоих ее бортов. Стойки основного шасси со сдвоенными колесами также убираются в мотогондолу. Уборка основного шасси происходит вперед—против направления полета. Баки для керосина общим объемом 4800 л размещены в крыле. На левом полукрыле, в месте расположения внешнего крайнего торца закрылка, на передней кромке крыла установлена заподлицо с носком осветительная фара. Выпуск и уборка шасси, а также закрылков осуществляется электрически — путем вращения мощных электромоторов. Тормоза на колесах основного шасси гидравлические.
Фюзеляж конструкции «полумонокок» набран из нескольких усиленных шпангоутов, большого числа вспомогательных шпангоутов, стрингеров и мощной листовой обшивки. Просторный пассажирский салон, оборудованный комфортабельными креслами, вмещает до 50 пассажиров, а при увеличенной дальности от 20 до 32 пассажиров. В хвостовом отсеке фюзеляжа за пассажирским салоном размещен туалет, гардероб и вспомогательное грузовое помещение. Перед пассажирским салоном находится камера для багажа, затем — помещение для команды.
Основные данные самолета следующие: размах крыла — 29,2 м; длина — 23,53 м; площадь крыла— 72,46 м2; вес пустого самолета 13 300 кг; максимальный взлетный вес — 21 ООО кг; крейсерская скорость на высоте 6000 м — 450—500 км/час; вертикальная скорость—7,7 м/сек; посадочная скорость— 165 км/час; взлетная дистанция до высоты 15 м— 870 м; посадочная дистанция с высоты 15 м— ИЗО м; потолок — 9000 м; дальность полета — 2000 км. Окраска Ан-24 может быть принята следующая. Верхняя часть фюзеляжа и киль — белые. Вдоль фюзеляжа идет оранжевая полоса с двойной окантовкой, впереди начинающаяся стилизованным крылом. Снизу под полосой — оранжевая надпись: «АЭРОФЛОТ», а перед ней знак гражданской авиации СССР серого цвета. Панель фюзеляжа перед фонарем летчика окрашена в черный цвет. Под форкилем над оранжевой полосой черные буквы «CCCP-Л 1959». На киле — красный развевающийся флаг. Крыло окрашено серым до его центральной части, лежащей непосредственно на фюзеляже. Мотогондолы — белого цвета с оранжевой окантовкой. Борта мотогондол там, где находятся выхлопные патрубки, окрашены в серый цвет в виде эллипсов.