В конце сороковых годов конструкторский коллектив, возглавляемый С. В. Ильюшиным, приступил к проектированию более скоростного, чем Ил-12, пассажирского самолёта. В сентябре 1950 года опытный экземпляр был создан и лётчик В. К. Коккинаки совершил на нём первый полёт.
В компоновке и конструкции самолёта, получившего марку Ил-14, были учтены и опыт эксплуатации Ил-12, и новые, повышенные требования к обеспечению безопасности полёта. Его оснастили двигателями АШ-82Т взлётной мощностью 1900 л.с., с четырехлопастными винтами диаметром 3,8 м, с автоматическим изменением шага.
Самолёт имел несколько модификаций. Взлётный вес Ил-14П — 16 513 кг, пустого — 11 858 кг. Он брал 18 пассажиров. Вариант Ил-14М, переданный в эксплуатацию позже, имел взлётный вес 17 500 кг. В его кабине размещалось 24 пассажира.
Благодаря улучшенной аэродинамике и более мощным двигателям, максимальная скорость Ил-14 достигала 430 км/час на высоте 2400 м, а крейсерская — 320—350 км/час. При максимальном взлётном весе Ил-14М мог брать на короткие расстояния до 36 пассажиров, а с резервом топлива на 1 час полёта с нормальной нагрузкой он мог пролететь без посадки 1750 км.