Авиационный реактивный двигатель начал выходить из младенческого возраста практически уже в первые послевоенные годы. Каждый новый или улучшенный вариант двигателя был по сравнению с предыдущим образцом более мощным и надежным. Естественно, что подавляющее большинство боевых самолётов, создаваемых в это время в конструкторских бюро, рассчитывалось именно под реактивные двигатели. Однако гидросамолёты в сороковых годах по-прежнему строились С поршневыми двигателями. Объяснялось это опасениями, что неизбежные при разбеге брызги попадут в реактивный двигатель, и он откажет в самый ответственный момент — на взлете.
Коллектив конструкторского бюро, возглавляемого Г. М. Бериевым, одним из первых в мире в конце сороковых годов начал проектировать самолёт с реактивными двигателями. Для летающей лодки, получившей обозначение Р-1, избрали схему моноплана с высоко расположенным крылом типа «чайка» площадью 58 м2. Эта схема позволяла, не пользуясь аэродинамически невыгодными стойками под двигатели, максимально удалить их от воды.
В 1949 году начались испытания летающей лодки. Она показала довольно высокие для того времени лётно-технические данные с двумя двигателями ВК-1: скорость у воды достигала 760 км/час, на высоте 7 км — 800 км/час, потолок— 11500 м, дальность полёта в перегрузочном варианте — до 2 тыс. км. Взлет даже при волне проходил нормально. Вода в двигатели не попадала.