Двухмоторная летающая лодка Бе-6, созданная конструкторским коллективом, возглавляемым Г. М. Бериевым, была одним из немногих поршневых самолётов, принятых в первые послевоенные годы для серийного производства. Еще при проектировании машины конструкторы предусмотрели оснащение летающей лодки необходимым оборудованием для ведения разведки и фотографирования морских целей, несения патрульной службы в районе территориальных вод страны, поиска и уничтожения подводных лодок, постановки минных заграждений, для выполнения десантных операций и срочных грузовых перевозок в любое время суток и в сложных метеоусловиях.
В соответствии с широким диапазоном боевого использования конструкторский коллектив рассчитал машину под два поршневых двигателя АШ-73 мощностью по 2400 л.с., определил основные размеры и вес самолёта, водоизмещение и обводы лодки, чтобы взлет и посадку можно было производить в открытом море и при значительной волне.
По схеме Бе-6 — моноплан с двухлонжеронным крылом типа «чайка» площадью 120 м2. Передняя кромка крыла имела угол стреловидности 10°, задняя — прямая. В крыле размещалось 22 топливных бака, обеспечивающих на экономичном режиме работы двигателей многочасовой беспосадочный полёт на дальность в несколько тысяч километров. Вооружение самолёта — 5 пушек калибра 23 мм. Он мог брать до трех тонн бомбовой нагрузки.
Конструкция самолёта металлическая с полотняной обшивкой рулей и элеронов. Основной материал — дюраль. Лодка двухреданная. Задний редан заостренный, с водяным рулем. Поперечный набор — 44 шпангоута, из которых семь — переборки, делящие лодку на восемь отсеков. Продольный набор — килевая балка и большое количество стрингеров, подкрепляющих обшивку. Вес пустого самолёта — 18,8 т, взлётный — до 25 т.
Испытания летающей лодки в основном оправдали расчеты конструкторов. У воды самолёт показал скорость 377 км/час, на высоте 2500 м — более 400 км/час. Машина много лет находилась на вооружении авиационных частей Военно-Морского Флота.
Значительная часть границ нашей Родины окружена морями и океанами, внутри страны много озер, морей и широких рек. Конструкторский коллектив, возглавляемый лауреатом Государственной премии Георгием Михайловичем Бериевым, давно трудится над созданием первоклассных гидросамолетов. Еще в 1930 году под его руководством был создан первый вариант гидросамолета-моноплана МБР-2 с двигателем водяного охлаждения М-17. После МБР-2 и МП-1 было создано много разных гидросамолетов. Среди них в послевоенное время была построена двухмоторная «летающая лодка» Бе-6.
Бе-6 — это свободнонесущий (цельнометаллическая «летающая лодка») моноплан с центральной частью крыла, изогнутой по-птичьему, как у чайки. Такой изгиб оказался необходимым, чтобы по возможности приподнять двигатели с винтами над уровнем воды и при этом обойтись без тяжелой и «лобастой» надстройки над фюзеляжем. Оперение у Бе-6 двухкилевое, сделано это для того, чтобы кили и рули направления находились в обдувке от винтов и были бы при этом более эффективными, что важно для управляемости самолета в случае выхода из строя одного из двигателей. Под крыльями на самолете размещены поддерживающие поплавки, устраняющие крен на воде при боковом ветре. На крыле размещены два звездообразных двигателя воздушного охлаждения взлетной мощностью по 2400 л. с. каждый. Крыло двухлонжеронное, состоит из центроплана, имеющего «чайкообразную» форму изгиба, и двух отъемных частей-консолей. Угол установки крыла на фюзеляже лодки +5°, а закрутка концевой хорды крыла гидросамолета относительно центроплана 2°. На центроплане размещена винтомоторная группа самолета. Оба лонжерона крыла соединены толстой дюралевой обшивкой и образуют мощный кессон, воспринимающий основные нагрузки в полете. Элероны, расположенные на внешней стороне консольной части крыла, щелевые, состоят каждый из двух частей. На внутренней части элерона размещены триммеры, регулируемые в полете. По всей задней кромке крыла, начиная от торца элерона, расположены взлетно-посадочные щелевые закрылки, состоящие на каждом полукрыле из трех частей. На взлете эти щелевые закрылки отклонены на 15°, на посадке на 60°.
Стабилизатор так же, как и крыло, двухлонжеронный, имеет большой угол поперечного V, такой же, как и угол «чайкообразности» центроплана.
У гидросамолета Бе-6 на рулях высоты и на рулях направления имеются триммеры, регулируемые летчиком в полете. Вес пустого самолета — 18827 кг, полетный вес его может доходить примерно до 25 000 кг. Таким образом, мы видим, что Бе-6—это скорее целый «летающий корабль», а не «летающая лодка». Он благодаря своей грузоподъемности является незаменимым тружеником за Полярным кругом, где нет аэродромов, а надо срочно доставлять грузы в прибрежные населенные пункты.
Основные данные Бе-6 следующие: размах крыла— 33 м; длина самолета — 23,565 м; расстояние между поддерживающими поплавками — 22,9 м; высота самолета — 7,640 м; ширина лодки наибольшая — 2,963 м; площадь крыла — 120 м2; наибольшая вертикальная скорость — 5,6 м/сек; наибольшая скорость полета у воды— 377 км/час, на высоте 2500 м — около 400 км/час; посадочная скорость — 147 км/час; длина разбега — 760 м.
С полностью заправленными баками горючим самолет может находиться в воздухе много часов, его дальность полета достигает нескольких тысяч километров. Окраска «Бе-6 следующая: корпус мотогондолы, верхняя часть крыльев и оперение окрашены в темно-зеленый цвет. Нижняя часть крыльев, днище лодки — голубые. Винты окрашены черным. Подкрыльные поплавки окрашены голубым. Носки капотов двигателей и ступицы винтов серебряные. На килях и снизу на крыле нарисованы красные звезды. На бортах корпуса между оперением и крылом — белая двухзначная цифра.