В 1948 году начались испытания опытного истребителя Ла-176, созданного конструкторским бюро С. А. Лавочкина. На этом экспериментальном самолёте впервые в нашей стране угол стреловидности крыла (площадь 18,25 м2) был доведен до 45°. Истребитель был вооружен тремя пушками: одной калибра 37 мм и двумя калибра 23 мм.
Строился Ла-176 в основном для проведения исследований особенностей поведения машины на звуковых и сверхзвуковых скоростях полёта. В процессе испытаний и выполнения программы исследований лётчики И. Е. Федоров и О. В. Соколовский выполнили целую серию полётов. В конце декабря 1948 года первоначально на режиме полёта со снижением от 10 тыс. м до 6 тыс. м, затем и в режиме горизонтального полёта была достигнута скорость звука. В январе 1949 года лётчики уже шесть раз летали со звуковой скоростью. Учитывая, что скорость 1105 км/час была достигнута на высоте 7 тыс. м, то её следует считать уже сверхзвуковой, так как она соответствовала значению М = 1,02.
Экспериментальный Ла-176 оправдал и другие расчётные данные конструкторов. С двигателями РД-45Ф, а затем ВК-1 его потолок достигал 15 тыс. м, продолжительность полёта — 1 час. 30 мин.