Созданный в 1948 году конструкторским коллективом, возглавляемым С. В. Ильюшиным, фронтовой реактивный бомбардировщик Ил-28 был в свое время одним из лучших в мире самолётов этого класса. Этот цельнометаллический моноплан с трапециевидным крылом площадью 60,8 м2 (удлинение — 7,55) и стреловидным оперением был очень компактным. Вес пустого составлял 12 890 кг, с максимальной нагрузкой — 21 тыс. кг. С двумя двигателями ВК-1 тягой по 2700 кг максимальная скорость бомбардировщика на высоте 4500 м превышала 900 км/час, у земли достигала 800 км/час. На высоту 10 км он мог подняться за 18 мин. Дальность полёта на этой высоте превышала 2260 км.
К особенностям Ил-28 надо отнести конструкцию его крыла. При его разработке коллектив творчески использовал опыт, приобретенный нашими инженерами при постройке самолёта ДВБ-102, и работы кафедры конструкции самолётов Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Крыло бомбардировщика двухлонжеронное с толстой несущей обшивкой.
Лонжероны — разъемные по своей нейтральной оси. Верхняя и нижняя панели изготовлялись каждая в своем стапеле. Панели стыковались по отбортовкам стенок лонжеронов на их нейтральной оси. Затем к этой основной части крыла крепились на винтах носовая и хвостовая части.
Хорошее аэронавигационное и радиотехническое оборудование позволяло экипажам Ил-28 (лётчик, штурман и стрелок-радист) летать в любое время суток, в простых и сложных метеорологических условиях. Для борьбы с воздушным противником Ил-28 был вооружен четырьмя пушками калибра 23 мм. Две из них в неподвижных установках для стрельбы вперед и две у стрелка-радиста для обороны задней полусферы.
Благодаря высоким тактико-техническим и хорошим лётно-эксплуатационным качествам Ил-28 завоевал любовь советских лётчиков и техников. На нём или на его модификациях — Ил 28Р, Ил-28У — приобрели навыки управления реактивными самолётами многие лётчики.
Первым нашим отечественным бомбардировщиком с турбореактивными двигателями был цельнометаллический двухдвигательный самолет Ил-28, созданный в 1948 году коллективом конструкторов, которым руководит Генеральный конструктор С. В. Ильюшин.
Характерными особенностями Ил-28 являются прямое крыло, трехколесное убирающееся шасси с носовым колесом и стреловидное оперение — вертикальное со стреловидностью 45°, а горизонтальное 31° (по передней кромке). Кроме того, горизонтальному оперению придан угол поперечного V — 7°. Основу конструкции крыла составляет кессон, образованный передним и задним лонжеронами, толстой обшивкой и большим числом стрингеров. В концевой части крыла размещены элероны, на правом элероне расположен триммер, регулируемый в полете летчиком. Вся задняя кромка крыла, начиная от элерона и до фюзеляжа, исключая участок, занятый мотогондолами, имеет взлетно-посадочные закрылки. Закрылки опускаются задней кромкой книзу в два положения: при взлете на 20°, а на посадке на 48°. Управление закрылками осуществляется гидравлически-
Фюзеляж круглого сечения конструкции полумонокок имеет силовую обшивку из листового дюралюминия. В носовой части фюзеляжа размещены герметизированные кабины штурмана и летчика. Сиденья как штурмана, так и летчика — катапультируемые. Носовая часть фюзеляжа застеклена плексигласом. С правого борта у второго шпангоута в районе застекления укреплено откидное рабочее сиденье штурмана.
Фонарь летчика имеет среднюю часть, откидывающуюся вправо. С левой стороны кабины летчика находится пульт с ручками и рычагами управления двигателями. Там же размещен штурвальчик управления триммерами руля высоты. Кабина летчика снабжена всей современной аэронавигационной аппаратурой, позволяющей пилотировать самолет ночью и в любую погоду.
В фюзеляже самолета в двух отсеках, перед центропланом и за ним, размещены контейнеры для мягких баков с керосином. Непосредственно под центропланом крыла в фюзеляже имеется ниша для бомб, закрываемая снизу двухстворчатым люком. В нижнюю часть фюзеляжа, под кабиной летчика, убирается передняя нога шасси. Снизу фюзеляжа, на уровне задней половины фонаря летчика, размещен полистероловый обтекатель приемно-передающей радиостанции. В хвостовой части фюзеляжа находится кормовая герметизированная кабина стрелка-радиста. Сиденье стрелка-радиста не имеет катапультирования. Вход в кормовую кабину, выход из нее и аварийное покидание осуществляется через нижний люк, открывающийся против полета. Верхняя часть кормовой кабины имеет остекленный бронированный фонарь для обзора назад. Стрелок-радист управляет огнем двух пушек, стреляющих назад, соединенных на одной подвижной турели со сферическим колпаком, которым оканчивается хвостовая часть фюзеляжа
Стабилизатор состоит из двух половин, стыкуемых по оси симметрии фюзеляжа.
Проводка управления самолетом смешанная — рулем высоты и рулем направления в основном тросовая, элеронами — жесткая. Управление триммерами руля высоты — механическое, управление триммерами элеронов и руля направления — электрическое.
Шасси убирающееся, трехколесное, с носовым колесом. Уборка шасси осуществляется пневматически. Передняя нога со сдвоенным колесом убирается назад. Стойки основного шасси с одинарными колесами убираются в мотогондолы вперед по полету с поворотом вокруг оси амортизационной стойки. Амортизация шасси масляно-пневматическая. На основных колесах имеются тормоза, работающие гидравлически. Основные данные самолета следующие? размах крыла — 21,45 м; длина — 17,65 м; высота—6,7 м; площадь крыла—60,8 м2; вес пустого самолета — 12890 кг; максимальный взлетный вес — 21000 кг; максимальная скорость на высоте 4500 м—935 км/час; вертикальная скорость— 15 м/сек; дальность полета на высоте 10 000 м — 2260 км.
Окраска самолета в основном серебряная. Панель фюзеляжа перед фонарем летчика и детали шасси окрашены черным. На киле и на крыле нарисованы красные звезды.