Сразу же после окончания воины А. С. Яковлев и его помощники начали проектировать лёгкий самолёт многоцелевого назначения. Конструкторы стремились создать дешевую, простую в производстве и неприхотливую в эксплуатации машину, которую можно было бы использовать для перевозок пассажиров, почты и грузов на коротких местных линиях; как санитарную; для аэросева, подкормки растений удобрениями, опыления зеленых насаждений; а в аэроклубах — для буксировки планеров и для обучения прыжкам с парашютом.
В 1946 году новый самолёт прошел испытания. Из нескольких вариантов, разработанных ОКБ, наиболее удачным оказался самолёт с двигателем АИ-14 в 240 л.с. Он получил название Як-12. По схеме это четырехместный подкосный моноплан. Конструкция смешанная. Каркас крыльев дюралевый, фюзеляжа — сварной из стальных труб. Крыло площадью 23,86 м2 снабжено предкрылками, повышающими безопасность полёта и улучшающими посадочные качества. Конструкторы предусмотрели замену колесного шасси поплавками или лыжами. Отличные взлётно-посадочные качества позволяют эксплуатировать Як-12 на маленьких полевых аэродромах и практически во всех районах страны.
Основной вариант Як-12 обладает хорошими для своего класса машин лётными данными. Его скорость до 220 км/час, потолок 4500 м, посадочная скорость 90 км/час. Нормальная дальность полёта 760 км. Длина разбега 120 м, пробега — 150 м. Пустой Як-12 весит одну тонну. Нормальный взлётный вес 1450 кг. Самолёт оснащен радиостанцией и приборами, обеспечивающими возможность полётов ночью и в сложных метеоусловиях.
В 1959 году коллектив Генерального конструктора А. С. Яковлева разработал самолет Як-12А, являющийся дальнейшей модификацией Як-12.
Самолет Як-12А в настоящее время широко эксплуатируется у нас в стране. Он выпускается в трех вариантах. Для сельскохозяйственных работ Як-12А оборудуется специальной авиационно-хими-ческой аппаратурой для опрыскивания и опыливания растений. В варианте санитарном в кабине самолета может перевозиться больной на носилках и врач. Для пассажирских перевозок Як-12А оборудован комфортабельной кабиной.
Самолет Як-12А является одним из лучших современных многоцелевых самолетов легкого типа. Крыло самолета цельнометаллическое с полотняной обшивкой, состоит из двух консольных частей, стыкуемых с фюзеляжем. Каждое полукрыло укреплено к фюзеляжу одним подкосом, имеющим контрподкос. Главным силовым элементом крыла является кессон, образованный основным лонжероном и металлической обшивкой носовой части крыла до лонжерона. В этой части крыла, которая примыкает к фюзеляжу, основной лонжерон раздваивается как бы на «развилки» и имеет форму буквы А при виде на крыло в плане. Металлическая обшивка носка крыла протянута до задней развилки лонжерона. Между развилками лонжерона в каждом полукрыле размещен бензобак. Верхняя обшивка крыла в месте размещения бензобака выполнена съемной, на винтах.
Двигатель АИ-14ФР звездообразный, девятицилиндровый, укреплен на моторной раме, сваренной из стальных труб, в носовой части фюзеляжа. Поверх двигателя надет металлический капот, спереди которого установлены радиальные жалюзи, регулируя которые летчик управляет охлаждением цилиндров двигателя. Снизу капота двигателя располагается масляный радиатор. Воздушный винт применен двухлопастный с улучшенной формой лопасти — прямоугольного очертания, имеющий автомат регулировки углов установки лопастей. Оперение однокилевое, обычной схемы, расчалочное.
Стабилизатор неразъемный, однолонжеронный с металлической обшивкой носка, работающей на кручение. Руль высоты снабжен осевой аэродинамической компенсацией, он состоит из двух половин, подвешенных каждая на трех шарнирах к заднему вспомогательному лонжерону стабилизатора. Для жесткости крепления от киля и от фюзеляжа к стабилизатору протянуты две пары стальных расчалок. На задней кромке рулей высоты размещены триммеры, отклоняемые оба одновременно в полете из кабины летчика. Вертикальное оперение той же конструкции, что и горизонтальное. На задней кромке руля направления приклепана дюралюминиевая пластина—триммер, регулируемый на земле. Обшивка стабилизатора, киля и рулей полотняная, триммеров — тонкий дюралюминий. Подкосы крыла, контрподкосы, а также и расчалки оперения имеют обтекаемое сечение. Проводка управления рулем высоты, элеронами, рулем направления и триммером руля высоты в основном тросовая. В систему управления руля направления от педалей включается также и управление костыльным колесом. Это включение происходит, когда руль высоты отклонен полностью «на себя». В других случаях костыльное колесо является самоориентирующимся и может свободно поворачиваться в большом диапазоне углов.
Схема крепления триммера показана под чертежом левого борта кабины.
Шасси — обычного типа с хвостовым колесом. Основное шасси безосное, с независимой для каждого колеса системой шнуровой резиновой амортизации, скрытой внутри фюзеляжа. Колеса балонного типа размером 550x225 мм имеют тормоза, работающие от сжатого воздуха. Хвостовое колесо также балонного типа размером 300x90 мм.
Крепление хвостового колеса осуществлено на амортизационной стойке, в которой находятся резиновые пластины, сжимаемые при нагрузке на хвост.
Основные данные самолета следующие: размах крыла — 12,6 м; длина — 9 м; высота — 2,3 м; площадь крыла — 22,66 м2\ вес пустого самолета — 1060 кг; полетный вес— 1590 кг; скорость наибольшая—220 км/час; посадочная скорость—90 км/час; дальность полета—1070 км; длина разбега—130 м; длина пробега— 150 м; потолок — 4000 м.
Окраска Як-12А следующая: крылья, фюзеляж, шасси и оперение окрашены в серо-голубой цвет, носовая часть фюзеляжа — в темно-синий цвет, далее через весь фюзеляж прочерчена темно-синяя стрела, окантованная белым. По верху киля прочерчена также темно-синяя линия. Такого же цвета диски колес и законцовки крыла.