Советское правительство ещё во время Великой Отечественной войны приняло решение о развитии реактивной авиации. Конструкторские бюро получили соответствующие задания и приступили к работе.
Стартовые пороховые ускорители у нас испытывались первыми в мире в 1931 —1933 гг. на самолётах У-1, ТВ-1 и других. Советские инженеры были в числе первых, разрабатывавших жидкостные реактивные двигатели (ЖРД) с регулируемой силой тяги и прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ПВРД) для самолётов. 15 мая 1942 года лётчик Г. Я. Бахчиванджи выполнил взлет, набор высоты, полёт по прямой и посадку на опытном истребителе с ЖРД. Несколько опытных истребителей с комбинированными силовыми установками — обычный поршневой и ЖРД в качестве ускорителя — испытывалось в последний период Великой Отечественной войны.
Эти экспериментальные работы не могли стать основой для создания реактивных самолётов. Однако проектирование машин, обладающих большими скоростями, помогло найти решение ряда сложных инженерных задач, с которыми встретились конструкторы при разработке реактивных самолётов.
Настоящей сенсацией первого послевоенного авиационного праздника 18 августа 1946 года было появление в небе Тушина реактивных истребителей МиГ-9 и Як-15.
Проектирование принципиально нового самолёта коллектив конструкторского бюро, возглавляемого А. И. Микояном, начал в конце войны. Большая предварительная исследовательская и экспериментальная работа помогла преодолеть ряд трудностей, связанных с разработкой частей, узлов и машины в целом.
Специально сконструированный и первым принятый в серию реактивный истребитель получил марку МиГ-9. В конце апреля 1946 года лётчик А. Н. Гринчик совершил на нём первый полёт. Испытания в воздухе подтвердили расчётные данные. Цельнометаллический моноплан с крылом площадью 18,2 м2 и двумя установленными рядом в фюзеляже двигателями, развивающими тягу по 900 кг каждый, показал скорость в горизонтальном полёте на высоте 4500 м более 900 км/час. Его потолок достигал 13 500 м, время виража равнялось 37 сек., дальность полёта — 800 км.
В варианте истребителя сопровождения с подвесными баками дальность полёта значительно увеличивалась. Трехколесное шасси с носовой стойкой, хорошо сконструированный фонарь кабины обеспечивали лётчику хороший обзор и существенно облегчали взлет и посадку. Истребитель имел сильное бортовое вооружение: одну пушку 37-мм калибра и две пушки калибра 23 мм. Его взлётный вес был менее 5 т, вес пустого около 3,5 т.