Ла-5
на главную

Коллектив конструкторского бюро, возглавляемого Семеном Алексеевичем Лавочкиным, в декабре 1941 года завершил модификацию строившегося серийно истребителя ЛаГГ-3 под звездообразный двигатель АШ-82. Переделки были сравнительно небольшие, размеры и конструкция самолёта сохранились, но из-за большего миделя нового двигателя на борта фюзеляжа надставили вторую, неработающую обшивку. Сделано это было для того, чтобы не приостанавливать массового выпуска самолётов. В дальнейшем фюзеляж был переделан. Усилено было и вооружение самолёта. Вместо одной пушки на ЛаГГ-3, на его новом варианте, установили две 20-мм пушки ШВАК. Площадь крыла Ла-5 — 17,37 м2, вес пустого — 2740, взлётный — 3230 кг.



Ла-5


Модифицированный самолёт, получивший марку Ла-5, приняли для массового производства. Уже в сентябре 1942 года истребительные полки, оснащенные машинами Ла-5, участвовали в сражении под Сталинградом и добились крупных успехов. Бои показали, что новый советский истребитель обладает серьёзными преимуществами перед фашистскими самолётами такого же класса. Его скорость — 613 км/час при хорошей маневренности была выше скорости лучших истребителей противника.



Ла-5


В середине 1943 года конструкторы подготовили улучшенный вариант истребителя — Ла-5 ФН с двигателем АШ-82 ФН увеличенной мощности. Скорость самолёта достигла 650 км/час, потолок превысил 11 км. Ла-5 ФН стал одним из основных истребителей, применявшихся в Великой Отечественной войне. Промышленность выпустила 10 тыс. машин этого типа.


Ла-5


Ла-5


Ла-5


***

Коллектив главного конструктора самолетов Лавочкина Семена Алексеевича еще до войны, в 1930— 1940 годах, разработал и испытал в полете самолет-истребитель ЛаГГ-1 (С. А. Лавочкин, В. П. Горбунов, М. Г. Гудков) с двигателем жидкостного охлаждения М-105П конструкции В. Я. Климова. Этот самолет под названием ЛаГГ-3 пошел в серийное производство с форсированным двигателем М-105ПФ мощностью 1250 л. с. Истребители ЛаГГ-3 принимали участие на фронте в первое время Великой Отечественной войны. А в конце первого года войны перед всеми нашими самолетостроителями был поставлен вопрос о таком усовершенствовании существовавших в ту пору образцов самолетов-истребителей, чтобы их летные данные были бы лучше, чем у последних модификаций немецких истребителей Ме-109. В связи с этим в конце 1941 года на самолет ЛаГГ-3 был установлен звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-82 конструкции А. Д. Швецова, имевший повышенную мощность 1330 л. с. Однако большие размеры этого двигателя увеличивали лобовое сопротивление воздуха при полете самолета, в результате скорость полета возросла сравнительно незначительно — всего до 600 км/нас против 568 км/час у ЛаГГ-3. Для того чтобы еще более улучшить летные данные истребителя, наши моторостроители форсировали мощности М-82, устроив непосредственный впрыск топлива в цилиндры. Мощность двигателя М-82Ф увеличилась при этом до 1510 л. с. С двигателем М-82Ф самолет был запущен в середине 1942 года в серийное производство и получил наименование Ла-5. Этот истребитель Лавочкина летал на высотах до 6000 м со скоростью 630 км/час, что на 50 км/час превосходит скорость последнего немецкого истребителя Ме-109 G2. Ла-5 с успехом использовался в воздушных боях под Сталинградом.

В 1942 году наши самолетостроители еще более совершенствовали его, уменьшив вес конструкции на 172 кг, а мощность двигателя, получившего наименование АШ-82ФМ, повысили до 1700 л. с. В результате наша армия получила замечательный серийный истребитель Ла-5ФН, который имел превосходство перед немецкими истребителями не только в скорости, но также и в скороподъемности.
Летом 1943 года на Курской дуге впервые истребители Ла-5ФН показали врагу свою боевую мощь. На самолетах типа Ла-5 сражались трижды-Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб и многие другие герои-летчики.

В конце 1943 года была создана новая, более совершенная модификация самолета Лавочкина — Ла-7 с улучшенной аэродинамикой и с более мощным вооружением. Этот самолет также строился серийно и показал полное превосходство над всеми самыми последними модификациями немецких истребителей.

Крыло самолета двухлонжеронное, состоит из трех частей — центроплана, соединенного наглухо с фюзеляжем, и двух отъемных консолей. Лонжероны центроплана и консолей, а также торцевые нервюры центроплана металлические, остальные нервюры крыла, а также его обшивка из дельта-древесины. Элероны металлические с полотняной обшивкой, имеют значительную площадь по отношению к крылу, чем обеспечивается хорошая поперечная управляемость самолета. На крыле применены автоматически действующие предкрылки, которые сами сдвигаются вперед на больших углах атаки, образовывая в носке крыла щель, и обеспечивают тем самым хорошую работу элеронов, а значит, и нормальную управляемость до больших углов атаки крыла. Это заметно улучшало маневренность истребителя.

На центроплане и на консолях до элерона располагаются металлические посадочные щитки, отклоняющиеся на 60° книзу посредством гидравлики.

Фюзеляж конструкции полумонокок выполнен полностью из дельта-древесины.

Сиденье летчика рассчитано на пилотский парашют и имеет бронированную спинку.

Вооружение самолета состоит из двух 20-мм пушек, стреляющих через винт, размещаются они в верхней части капота двигателя. Винт металлический, трехлопастный, с изменяемыми в полете углами установки лопастей. Центральная часть винта закрыта коническим обтекателем — коком.

Оперение — киль и стабилизатор выполнены из дельта-древесины, руль высоты и руль направления металлические с полотняной обшивкой.

Шасси убирающееся. После уборки шасси ниши в центроплане снизу закрываются створками. Хвостовое колесо также убирающееся в полете. Колеса основного шасси снабжены гидравлическими тормозами и имеют размер 650x200 мм.


Ла-5

Основные данные самолета следующие: размах крыла — 9,8 м; длина — 8,6 м; высота — 2,54 м; площадь крыла — 17,5 м2; вес пустого самолета — 2800 кг; полетный вес — 3320 кг; максимальная скорость на высоте 6400 м — 648 км/час; посадочная скорость — 155 км/час; время подъема на высоту 5000 м — 4,7 мин.; практический потолок — 9500 м.

Самолет Ла-5 чаще всего окрашивался темно-зеленой краской сверху, а светло-голубой снизу. На вертикальном оперении и на крыльях с обеих сторон рисовались красные звезды. Винт и пневматики колес черные. Некоторые экземпляры самолета окрашивались сверху камуфляжем — черным с темно-зелеными разводами.